Экспериментальная работа по разработке и апробации новой структуры и содержания общеобразовательной подготовки учащегося на базе основного общего образования

      В соответствии с приказом Минобразования от 18.07.02. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», а также решением Администрации Новосибирской области об участии в эксперименте (23.01.04.№ 259-0619), в Управлении НПО Администрации Новосибирской области был издан приказ № 113 от 10.05.04. «Об участии в экспериментальной работе по разработке и апробации новой структуры и содержания общеобразовательной подготовки учащегося на базе общего образования».
       На основании приказов Управления начального профессионального образования от 19.04.04. № 80 и от 10.05.04. № 113 ПУ № 9 приступило к опытно-экспериментальной работе. Директором ПУ № 9 Блиновой Л.П. был издан приказ о наборе учащихся в экспериментальные группы (от 25.06.04. № 48/1). К 1 сентября 2004 года было набрано в группу ЭП-1 - 30 человек, в группу ЭК-2 - 33 человека.
      В целях проведения экспериментальной работы в ПУ № 9 директором Блиновой Л.П. был издан приказ «О проведении экспериментальной работы по апробации новых структур и содержания общеобразовательной подготовки учащихся на базе основного общего образования» (от 26.08.04. № 50/4). Было решено соединить вместе два эксперимента: «Апробацию новых структур и содержание общеобразовательной подготовки НПО» и «Использование метода проектной деятельности в процессах профессионального обучения». (Приказ № 80 от 19.04.04. Управления НПО Администрации Новосибирской области) Во исполнении этого приказа члены коллектива ПУ №9 (5 человек) прошли учебу по программе «Интел» в УМЦ НПО. На первом этапе «организационно-ознакомительном» был разработан пакет документации нормативно-правового и учебно-планирующего характера: 1. УПД:
      1.1. Был составлен экспериментальный рабочий учебный план по специальностям «Пекарь» и «Кондитер». Он был утвержден начальником УНПО Боргено Я.Я. и согласован замдиректора Институт Развития Профессионального Образования и зав. лаборатории модернизации системы ИПО
      1.2. Был составлен «План-график введения новой структуры и содержания общеобразовательной подготовки НПО в условиях профильного обучения на 3 ступени общего образования на 2004-2008 уч. годы.
      1.3. Был составлен перспективно-тематический план работы по «Эксперименту» на 2004-2005 уч. год.
      1.4. Был разработан алгоритм «Реализации управленческого решения научно-методической задачи по проблеме внедрения и апробации новых образовательных программ».
      1.5. ИПР в экспериментальных группах были составлены комплекты УПД: сводно-тематические, тематические, перспективно-тематические поурочные планы для работы по новым образовательным программам.
      1.6. Были разработаны 3 модели выпускника экспериментальных групп: выпускник 4-го курса, 3-го курса, 2-го курса.
      2. Документация нормативно-правового характера:
      2.1. На основании приказов вышестоящих инстанций, а также Решения Коллегии Управления НПО «Об организации исследовательской и опытно-экспериментальной работы в учреждениях НПО» (от 30.04.04. № 2/1) и Устава Профессионального училища № 9 (п. 2.2. «Учреждение имеет право самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать, реализовывать образовательные программы НПО на базе основного общего и среднего (полного) общего образования» в ПУ № 9 образован «Экспериментальный центр».
      2.2. Разработан Локальный акт № 26 «Положение об экспериментальном центре на базе профессионального училища № 9 по апробации новой структуры и содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся».
      2.3. Разработана инструкция для руководителя Экспериментального центра.
      2.4. Внесены дополнения в Локальные акты училища:
      № 9 «Правила приема в ПУ № 9»
      № 2 «Правила внутреннего распорядка учащихся ПУ № 9.
      № 22 «Положение о родительском комитете ПУ № 9»
      «Положение о профессиональной аттестации обучающихся
      ПУ № 9».
      3. В ходе эксперимента была проведена следующая работа:
      - проведено совещание с ИПР о задачах и содержании эксперимента в группах ЭП-1 и ЭК-2, проведены собрания руководителей ИПР с учащимися, где было рассказано о сути эксперимента и единых педагогических требованиях к учащимся;
      - оформлены экраны эксперимента, задачи которых наглядно и гласно рассказывать в ходе эксперимента;
      - проведено анкетирование уровня самооценки учащихся по ООП в группах ЭП-1 и ЭК-2 (учащийся поставил себе оценку за знания предмета);
      - проведен входной контроль по предметам ООП;
      - сделан анализ входного контроля в сравнении с самооценкой учащихся;
      - сделаны сводные таблицы оценки учащихся по всем предметам ООП в группах ЭП-1 и ЭК-2;
      - построены сравнительные диаграммы абсолютной успеваемости, качественной успеваемости и самооценки качества знаний;
      - даны рекомендации по результату анализа сравнительной характеристики реального качества знаний (по результатам входного контроля) с предполагаемым качеством знаний самими учащимися (по результатам самооценки знаний);
      - сделаны графики проведения контроля качества по предметам ООД в группа ЭП-1 и ЭК-2;
      - составлен структурный план работы в методических объединениях училища и график выступления объединений на инструктивно-методических совещаниях и в школе пед. мастерства;
      - проведено родительское собрание в группах ЭП-1 и ЭК-2. Родители ознакомились с УПД «Эксперимента», нормативно-правовыми документами и «Правилами внутреннего трудового распорядка училища (под роспись);
      - преподавателями составлены планы индивидуальной работы с отстающими (разработан пакет зачетов по ООП);
      - разработана система ежемесячного подведения итогов работы в группах ЭП-1 и ЭК-2;
      - продолжается работа по составлению социально-психологического портрета учащегося экспериментальной группы.
      - составлен социально-психологический портрет учащегося экспериментальной группы.
      - инженерно-педагогические работники в рамках эксперимента занимаются методической работой, выступают с докладами на занятиях «школы педагогического мастерства», дают открытые уроки, ведут индивидуальную работу с учащимися и их родителями, принимают участие в общеучилищных мероприятиях.
      - так, в октябре экспериментальные группы приняли участие в проводимом в ПУ-9 Дне Самоуправления «Все наоборот». Ученики в роле учителей вели уроки, работали дублеры директора, замов директора, секретарей, мастеров производственного обучения. День наоборот прошел очень интересно, отзывы учащихся самые высокие. Все учащиеся поняли насколько нелегок труд педагога.
      - в ноябре учащиеся экспериментальных групп приняли участие в проекте под названием «Малая академии», целью которого является привитие интереса к изучаемым предметам, повышение мотивации, активизации учебной деятельности, формирование самостоятельности и творчества. В структуру «Малая академия» вошли: Физическая лаборатория», «Математический практикум», «Клуб литературных путешественников», «Кафедра химического эксперимента».
      - Продолжает расширяться нормативно-правовая база «эксперимента»:
      <-> разработано приложение к должностной инструкции преподавателя ПУ-9: «Положение о преподавателях в экспериментальном центре по апробации новых структуры и содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки учащиеся»
      <-> разработано положение о хозрасчетном участии научно-экспериментальной деятельности училища № 9.

       Зам. директора по НМР Старикова Л.М.